Оглавление
Любая компания вне зависимости от сферы своей деятельности желает работать под собственной торговой маркой. Это отличает её от конкурентов и позволяет заявить на рынке от своего имени. Торговая марка, которую зачастую ошибочно называют брендом или логотипом, являет собой символьно-буквенное отображение философии компании. Однако создание собственного отличительного знака не заканчивается его созданием: необходимо пройти обязательную процедуру регистрации.
Подготовительный этап регистрации торговой марки
Зарегистрированные торговые марки в России охраняются не только гражданским, но и уголовным законодательством. Однако, прежде чем, отправляться в Патентное ведомство имеет смысл осуществить следующие мероприятия:
- Пригласить дизайнеров и создать образ торговой марки, представляющий собой сочетание букв, слов, картинок и символов;
- Обратиться в Роспатент и осуществить предварительный патентный поиск – выявление сходных по виду торговых марок из числа уже зарегистрированных по всему миру.
Дело в том, что новая торговая марка должна отвечать следующим требованиям:
- Не дублировать уже существующие бренды, особенно если речь идет о компаниях той же отрасли;
- Не включать в себя указаний на место производства товара, его вид и качество.
Если эти требования соблюдены, а предварительный поиск не выявил наличие аналогов среди зарегистрированных брендов, то можно спокойно приступать непосредственно к процедуре регистрации.
Если схожие торговые марки все же обнаружены, то следует внести небольшие корректировки в логотип, чтобы избежать возможного отказа после долгой и весьма затратной процедуры.
Этап первый: подача заявки
Заявки на регистрацию товарного знака принимает Роспатент и его региональные подразделения. Там заявитель получает бланки анкеты, которые должны быть заполнены достаточно подробно. В частности, в них прописываются:
- Ф.И.О. или наименование заявителя и его местонахождение;
- Заявляемое товарное обозначение с подробным его описанием;
- Список товаров, на которые предприниматель планирует распространять регистрируемую торговую марку.
Наряду с анкетой-заявкой предприниматель формирует следующий пакет документов:
- Паспорт и заверенная у нотариуса копия свидетельства о регистрации ИП для физических лиц;
- Заверенная нотариально копия Устава и Учредительного договора для юридических лиц;
- Адрес точного места нахождения с указанием номера стационарного телефона и почтового индекса;
- Коды ОКПО, ОГРН или ОГРНИП;
- Ф.И.О. руководителя фирмы, от имени которого и будет оформляться заявка;
- Отдельный список товаров и услуг, на который будет распространяться торговая марка;
- Цветное квадратное изображение регистрируемой торговой марки, размером 8 на 8 см в шести экземплярах.
Следует помнить, что в подробном описании торговой марки указываются её цвета, количество элементов и их смысловое значение, а также расшифровка букв. При составлении списка товаров и услуг потребуется указать и их числовые коды в соответствии с международной классификацией (МКТиУ).
Этап второй: формальная экспертиза заявки в Патентном ведомстве РФ
Сотрудники Роспатента принимают к рассмотрению документы заявителя. Ему на руки они выдают расписку в получении бумаг с их полным перечнем. К документам придется приложить квитанции о внесении пошлины за рассмотрение бумаг и платежей за каждый товарный класс.
После этого в течение 2-3 месяцев сотрудники ведомства проверяют правильность заполнения заявки, полноту документов и соответствие новой торговой марки установленным требованиям.
По итогам формальной экспертизы выносится решение о допуске логотипа к дальнейшей проверке. В течение формальной экспертизы из Патентного ведомства у предпринимателя могут запросить некоторые дополнительные документы, которые сразу же следует представить в Роспатент.
Если на протяжении 2-хе месяцев заявитель не отвечает на звонки и письма сотрудников Патентного ведомства, его заявка аннулируется.
Этап третий: экспертиза товарного знака
Этот этап является самым продолжительным по времени и решающим. В течение 10-12 месяцев специалисты Патентного ведомства РФ проверяют заявленную торговую марку на сходство с уже существующими в мировом пространстве брендами. Все данные о зарегистрированных логотипах ныне хранится в Международной патентной базе, которая доступна в любой точке мира.
По итогам проведенной работы предпринимателю на руки выдается решение комиссии о регистрации торговой марки или отказе. Последний должен быть аргументированным и представленным в письменном виде. Если компания все же стала счастливым обладателем собственного бренда, ей придется заплатить ещё одну пошлину и получить на руки регистрационное свидетельство.
Зарегистрированная торговая марка охраняется законом, поэтому конкуренты, желающие продать свой товар под логотипом данной компании, будут привлечены к суду и обязаны заплатить материальную компенсацию владельцу бренда. В целом процедура регистрации занимает порядка 8-15 месяцев. Для того чтобы несколько сократить этот промежуток, имеет смысл заранее собрать все необходимые бумаги и крайне внимательно заполнить все поля анкеты-заявки.
Как вам статья?
Я не стал рисковать, так как не очень сведущ в юриспруденции. Регистрировал через бюро Кривцов и партнеры, все получилось и много средств не отняло.