Оглавление
Объективной основой любого современного бизнеса можно считать правильно сформированный бизнес план. Он выступает в качестве программы действий, которые ориентированы на организацию стабильной работы фирмы. Этот документ содержит полное описание будущей компании, ее задачи и цели функционирования, направления деятельности, а главное – ожидаемые результаты.
В этом свете составителю бизнес-плана крайне важно следовать его структуре и эффективно проработать содержание отдельных разделов.
Бизнес план формируется для того, чтобы представить в упорядоченном виде создание и функционирование фирмы на протяжении определенного срока. Он позволяет заранее представить себе объемы будущего бизнеса и оценить его экономическую целесообразность ещё до начала вложения средств.
Можно говорить о трех основных функциях, которые призван выполнить бизнес план:
- Формирование базы для стратегического планирования. Этот документ является началом пути к формированию долгосрочных стратегических планов;
- Упорядочение процесса создания и построения эффективной работы фирмы. В проекте указываются цели, задачи, необходимые ресурсы, последовательность мероприятий, итоговые результаты, что позволяет не только осуществлять процесс построения бизнеса поэтапно, но осуществлять своевременный контроль результатов;
- Способ привлечения источников финансирования. Бизнес план имеет важность не только для самого предпринимателя: банки, государство, частные инвесторы готовы предоставить новой компании дополнительные финансовые ресурсы только при условии.
Бизнес проекты создаются в разных отраслях экономики, при этом они могут преследовать коммерческие и социальные цели. Тем не менее, наиболее оптимальная структура бизнес плана выглядит так:
- Резюме проекта или концепция бизнеса;
- Характеристика будущего бизнеса и отрасли его функционирования;
- Описание товаров, работ или услуг, которые собирается предлагать фирма;
- Маркетинговый план;
- Организационный план;
- Финансовый план.
В некоторых документах выделяют также разделы «Производственный план» и «Персонал», однако в общем случае их включают в качестве подразделов в состав организационного плана.
Стандартный бизнес проект включает в себя титульный лист, на котором обозначается его наименование, краткая суть идеи и сроки реализации. Далее следует содержание с перечислением основных разделов документа, а также введение, которое коротко разъясняет суть проекта, упоминает его разработчиков и указывает на какую аудиторию он ориентирован.
После вступительной части в установленной выше последовательности располагаются основные разделы бизнес плана.
Резюме
Резюме проекта являет собой краткое, но емкое описание всей бизнес идеи. По объему оно составляет не более 2-5 страниц, но по содержанию должно отражать весь бизнес-план. Структура резюме выглядит следующим образом:
- Введение: цели и суть проекта;
- Основная часть: сжатое описание основных разделов, прогноз спроса, предполагаемые источники финансирования;
- Заключение: конкурентные преимущества, ожидаемые результаты, порядок действий предпринимателя.
Описание фирмы и отрасли
В данном разделе прописываются сведения о том, в какой отрасли решил организовать деятельность своей компании бизнесмен. Далее приводятся характеристики отрасли:
- Объем спроса и предложения продукции в регионе расположения фирмы;
- Число фирм, в том числе аналогичных размеров;
- Специфические особенности деятельности в отрасли (сезонность, ресурсная база, законодательные ограничения).
Что касается самой компании, то представляется целесообразным приведение следующих сведений:
- Основной вид деятельности;
- Предполагаемый район размещения и регион распространения продукции;
- Социальный и экономический эффект от деятельности.
Характеристика товаров
В этой части проекта важно описать, какие именно товары, услуги или работы фирма будет предлагать своим покупателям. Полный ассортимент, как правило, приводится в приложении. В то же время в основной части указывают, чем товары новой фирмы отличаются от уже существующих на рынке предложений.
Маркетинговый план
В разделе, посвященном рынку, раскрывается целый спектр вопросов, которые определяют будущую деятельность фирмы на рынке, а именно:
- Приводится описание рынка с указанием преимуществ, недостатков и основных особенностей деятельности конкурентов;
- Рассматриваются потенциальные группы покупателей и возможности изменения их потребностей;
- Устанавливаются наиболее характерные факторы спроса, формируются прогнозы относительно их изменения;
- Составляются прогнозы объема продаж.
В этом же разделе важно установить конкурентные преимущества новой фирмы и перечислить, какие именно мероприятия она намерена осуществлять в вопросе продвижения своей продукции.
Организационный план
Эта часть проекта содержит конкретные мероприятия, которые позволят достигнуть намеченных целей. Здесь обычно приводится поэтапный характер действий, а также основные составляющие делового успеха новой компании, а именно:
- Материальные ценности и ресурсы, необходимые для эффективной организации работы фирмы;
- Вопросы налаживания контактов с поставщиками продукции, оборудования, товаров и оптимальной организации логистических потоков;
- Особенности системы управления производством;
- Организационная структура компании, количественный и качественный состав персонала будущего предприятия;
- Характеристика производственного и торгового процесса;
- Порядок взаимодействия с финансово-кредитными институтами, инвесторами, государством.
В данном разделе обязательно указывается в какой организационно-правовой форме будет действовать новое предприятие. Кроме того, приводится перечень основных мероприятий с определением точных сроков их проведения, ожидаемых результатов и исполнителей.
Финансовый план
Замыкает бизнес проект финансовый план, который в количественном виде отражает всю информацию, представленную в остальных частях. Он разрабатывается для того, чтобы оценить эффективность предлагаемых проектных решений.
После этого на основании приведенных числовых данных рассчитываются:
- Срок окупаемости проекта;
- Точка безубыточности (предельный объем выпуска, свыше которого фирма начнет получать прибыль);
- Чистый денежный поток (проект выгоден, если этот показатель больше нуля, то есть доходы покрывают первоначальные вложения);
- Внутренняя норма доходности (позволяет установить максимальный размер ставки процента, по которой фирма сможет привлекать заемный средства для финансирования своей деятельности);
- Коэффициент прибыльности (при значении больше единицы план создания бизнеса считается целесообразным).
Таким образом, бизнес план предприятия – весьма сложный по структуре документ, в котором каждый отдельный раздел имеет важное значение и выполняет строго определенную роль. Его части должны охватывать все аспекты деятельности фирмы, детально описывать изменения, риски, финансовые затраты. Готовый проект должен быть понятен не только людям, работающим в этой отрасли, но и доступен для внешних инвесторов, финансово-кредитных учреждений, государственных структур.
Как вам статья?
В разработке бизнес-плана важнейшая часть финансовая, основанная на анализе и оценке денежных потоков, генерируемых финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, расчете основных показателей их эффективности.