Многие современные бизнесмены решают начать свое дело не с чистого листа, а пользуясь полезными наработками иных известных компаний. Этот процесс получил широкую известность в развитых странах мира. При этом выгоду получают и компании, использующие чужие торговые марки, ноу-хау, бизнес-модели, так и их основные собственники. Тем не менее, у многих предпринимателей возникает в этой ситуации вполне логичный вопрос: чем же отличается франшиза от франчайзинга? Речь об этом пойдет ниже.
В переводе с французского языка термин «франшиза» можно интерпретировать, как «льгота». В реальности же это понятие означает набор документов, которые разрешают небольшой, чаще всего начинающей компании пользоваться теми или иными элементами успешного бизнеса, курируемого крупной раскрученной компании, а именно:
- брендами, логотипами и товарными знаками;
- программными разработками;
- управленческими, технологическими и коммерческими процессами и т.п.
Франшизу можно рассматривать, как аренду полезных разработок или репутации. Такой способ ведения бизнеса позволяет начинающим бизнесменам быстро добиться успеха на рынке за счет использования торговых марок и ноу-хау крупных игроков экономики. Вполне очевидно, что такое мероприятие обходится молодой фирме в определенную сумму.
Цена франшизы складывается из двух основных элементов, в том числе:
- Паушальной стоимости – единовременного платежа, который начинающий предприниматель предоставляет собственнику торговой марки или программного обеспечения для получения разрешения на его использование;
- Роялти – части прибыли, полученной от использования франшизы, которая может иметь вид фиксированного платежа или процента.
Использование франшизы предусматривает соблюдение определенных условий ее получателем, в частности:
- Производить товары или оказывать услуги в строгом соответствии с теми стандартами качества, которые утверждены на уровне основной компании;
- Проставлять на продукции товарный знак компании-собственника;
- Позволять продавцу франшизы осуществлять регулярные проверки, касающиеся использования ноу-хау или товарного знака;
- Не передавать право пользования франшизой третьим лицам.
Содержание франчайзинга и его основные преимущества
Если франшиза представляет собой право использования полезных разработок, то франчайзинг – это процесс покупки этого права и формирования договоренности между сторонами.
Субъектами франчайзинга выступают две стороны, без которых он невозможен:
- Франчайзер – продавец франшизы – крупная фирма, которая обладает известным товарным знаком, хорошей репутацией или иными полезными нематериальными активами, которые могут быть полезными в продвижении на рынке;
- Франчайзи – покупатель франшизы – небольшая молодая компания, которая желает на определенное время получить право использовать полезные разработки в своей деятельности.
Целесообразно обратить внимание на выгоды, которые обеспечивает начинающему бизнесу франчайзинг:
- Обеспечение узнаваемости. Покупатель франшизы выходит на рынок под уже известной покупателям маркой, что позволяет ему избежать огромных затрат на маркетинг;
- Снижение рисков. Обычно продавцы франшизы не только продают право ее использования, но и поддерживают начинающие компании-франчайзи, поскольку последние, по сути, становятся частью их сети.
- Полезный опыт. Новому предпринимателю можно начать бизнес в определенной отрасли с франчайзинга, а чуть позднее – после приобретения полезного опыта, начать действовать на рынке самостоятельно.
Безусловно, стоимость франшизы достаточно высока, а ее использование чревато осуществлением деятельности в узких, заранее определенных рамках. Тем не менее, это гарантирует бизнесу стабильность, возможность получения прибыли уже на первых этапах деятельности, а также некоторую защищенность от рисков.
Таким образом, главное отличие двух взаимосвязанных понятий состоит в том, что франшиза – это право, в франчайзинг – процесс его законного использования. Механизм франчайзинга – эффективная платформа для старта начинающего бизнеса, который базируется на достижениях крупных компаний.
Как вам статья?