Оглавление
Нередко российские автовладельцы сталкиваются с банальной и неприятной ситуацией: машина, а порой и ее владелец, пострадали в ДТП, а при обращении в страховую компанию никаких выплат по факту наступления страхового случая получить не удается. При этом, страховая компания либо присылает автовладельцу отказ в осуществлении платежа, либо вовсе не выходит на связь. Целесообразно детально рассмотреть возможные варианты выхода из сложившейся ситуации.
Страховая компания прислала отказ в выплатах по ОСАГО
После наступления страхового случая любой автовладелец пишет заявление в обслуживающую его страховую фирму на предмет предоставления ему денежной компенсации по ОСАГО за понесенный ущерб. Однако это вовсе не гарантия того, что необходимую сумму он незамедлительно получит: страховщик может в выплате и отказать, при этом:
- Отказ должен быть предоставлен клиенту обязательно в письменной форме на официальном бланке компании;
- В бумаге должны быть перечислены аргументы пользу принятия такого решения.
Если страхователь не уверен в правомерности действий страховщика, он должен внимательно перепроверить информацию: зачастую внутренние правила предоставления выплат страховой фирмы отличаются от установленных в законодательстве норм. В этом случае правда будет на стороне клиента.
Кроме того, в качестве основных причин отказа в предоставлении компенсации в рамках ОСАГО можно указать:
- Неполный перечень документов, представленных пострадавшим автовладельцем (в общем виде перечень включает порядка 15-ти позиций);
- Неточность сведений, ошибки при заполнении бумаг;
- Отказ в признании произошедшего инцидента в качестве страхового случая.
В первых двух ситуациях автовладельцу достаточно будет посетить страховую фирму и представить требуемые бумаги или исправить ошибки в документах. В последнем случае ситуация может быть разрешена только через суд, РСА или ЦБ РФ.
Страховщик игнорирует заявления клиентам по выплате ОСАГО
Если по истечении 20-ти дней клиенту так и удалось получить ответа от страховщика, то ему придется приступить к более решительным действиям.
Проведение независимой оценки понесенного ущерба
Автовладельцу придется обратиться в специализированные фирмы и заказать в них за свой счет проведение экспертизы вреда, который был нанесен транспортному средству. По ее итогам формируется отчет эксперта, который становится веским документарным доказательством. В случае необходимости в медицинских учреждениях также оценивается, вред нанесенный жизни и здоровью лица.
Направление претензии страховщику
Письмо-претензия предполагает изложение всех фактов произошедшего инцидента, определение размера понесенного ущерба в стоимостном выражении, а также указание на возможность обращения в РСА, ЦБ РФ, суд в случае не получения положительного ответа в течение установленного времени (как правило, 7-10 дней). О правилах составления претензии можете прочитать здесь.
Жалобы в РСА и ЦБ РФ
Поскольку судебное разбирательство может отвлечь немало времени и сил, то лучше первоначально обратиться за помощью в специализированные ведомства, которые занимаются регулированием рынка страхования в России, а именно:
- Российский Союз Автостраховщиков (РСА), который рассматривает жалобы от страхователей ОСАГО и помогает им разобраться в сложившейся ситуации и добиться выплаты причитающейся им компенсации;
- Департамент страхового рынка ЦБ РФ также принимает жалобы от граждан и помогает им уладить споры со страховщиком и добиться законных выплат.
Обращение в судебные органы
Если страхователь так и не получит внятного ответа от обслуживающей его фирмы или же ответное письмо его не удовлетворит, то придется прибегнуть к крайней мере – обращению в суд.
Автовладелец будет выступать на процессе в качестве истца, поэтому он пишет исковое заявление и прилагает к нему:
- Копии всех документов, которые были представлены в фирму при наступлении страхового случая;
- Заключения независимых экспертов по факту нанесения ущерба имуществу, жизни и здоровью лица;
- Копию претензии, направленной страховщику и ответ на нее.
Если решение суда будет в пользу истца, то страховой фирме придется выплатить клиенту не только сумму компенсации по ОСАГО (как рассчитать, описано здесь), но и штраф в размере 50% от выплат, а также покрыть все расходы на ведение судебного разбирательства.
Таким образом, добиться законных выплат от страховой компании по ОСАГО вполне возможно, если требования автовладельца законны и обоснованы. Для этого следует изначально выяснить причину отказа и попытаться самостоятельно разобраться в ситуации, подключив независимых экспертов, специализированные ведомства, а в случае крайней необходимости – и судебные органы.
Как вам статья?