Закон о деятельности коллекторских агентств – права и обязанности сторон и важные изменения

Дискуссии, которые велись парламентариями с начала 2016 года относительно деятельности коллекторов в России, закончились весьма результативно: в начале июля Президент В. Путин подписал закон о коллекторах (ФЗ-230 от 03.07.2016), определяющий рамки подобного рода деятельности на территории страны.

Большинство экспертов признало такой документ своевременным, поскольку в последние годы число нарушений прав человека, происходящих в ходе изыскания долгов коллекторами, резко возросло. Какие же критерии коллекторской деятельности обозначил новый нормативно-правовой акт?

В каких случаях можно столкнуться с коллекторами?

Вероятность взаимодействия с коллекторами имеется у каждого физического лица, которое привлекло заемные средства через коммерческий банк или стало дополнительной стороной кредитного договора (поручитель или залогодатель). В общем виде существует два таких случая:

  • Во-первых, обслуживающий гражданина банк может привлечь коллекторское агентство для осуществления мер по взысканию задолженности с заемщика;
  • Во-вторых, сама задолженность может быть переуступлена банком фирме-коллектору.

Оба этих случая подробно описываются в новом законе о защите прав заемщиков при взаимодействии с коллекторами. Последний затрагивает исключительно физических лиц, являющихся гражданами, а индивидуальных предпринимателей он не охватывает. При этом речь идет только о просроченной задолженности перед банком, но никак не о долгах по услугам ЖКХ, налогам, штрафам и т.п.

Коллекторы имеют право…

Для начала стоит четко представлять себе, на что имеют право сотрудники коллекторских агентств.

  • Во-первых, взыскивать с заемщика задолженность – это вовсе не их задача. Этим уполномочена заниматься Служба судебных приставов (ФССП).
  • Во-вторых, даже в этом случае никаких мер физического воздействия на должника не оказывается: все методы взыскания долга строго регламентированы в соответствующих нормативных актах.

Что же касается коллекторов, то они имеют право:

  1. Вести переговоры с заемщиком при личной встрече или по телефону (в заранее оговоренное время);
  2. Направлять должнику письма электронной или обычной почтой, СМС-сообщения с обязательным указанием обратного адреса.

Любые послания или беседы сотрудника коллекторского агентства не должны содержать угроз (что делать, если коллекторы угрожают), шантажа, нецензурной лексики, агрессии, унизительных высказываний и оскорблений.

Кроме того, контактировать с заемщиками такие специалисты теперь могут только в период с 8 утра и до 10 вечера в рабочие дни, и с 9 утра и до 8 вечера – выходные.

010Если должника просят посетить лично коллекторское агентство или назначают личную встречу на иной территории, то такое мероприятие представляется возможным только с письменного согласия заемщика. Аналогичным образом – коллектор не имеет право без согласия заемщика приходить к нему домой или на место осуществления трудовой деятельности. Коллектор не имеет право и самовольно входить в дом: здесь действует конституционное право неприкосновенности жилища.

Стоит добавить, что коллекторы не должны заниматься вопросами досрочного взыскания задолженности. Этим вопросом уполномочены заниматься только государственные органы и лишь в установленных законодательством порядке.

По сути, по новым правилам деятельность коллекторов сводится лишь к напоминанию должнику о необходимости погашения задолженности, разъяснение ему правовых последствий уклонения от уплаты долга и призыву к платежу.

Что должен предъявить коллектор должнику?

Начиная беседу или переписку с должником, коллектор обязан представиться (указать свои Ф.И.О.), а затем указать название организации, представителем которой он выступает (полное наименование и адрес регистрации).

Если коллектор привлечен банком, то он обязан указать по поручению какого финансового учреждения он осуществляет взаимодействие с заемщиком. При личной встрече должник имеет право попросить такого специалиста представить:

  • Паспорт или иной удостоверяющий личность документ;
  • Доверенность от руководства агентства, которая подтверждает полномочия их сотрудника;
  • Договор уступки, если обслуживающий банк переуступил часть своей дебиторской задолженности агентству.

Стоит добавить, что заемщик имеет полное право прекратить общение с представителем агентства, если тот откажется показать приведенные выше бумаги.

Что делать, если коллекторы нарушают полномочия?

Поскольку закон уже принят, то любой пострадавший от действий коллекторов заемщик может защитить свои права, обратившись в суд или полицию. Какие же действия коллекторов можно рассматривать в качестве незаконных? Сотрудники агентств не имеют права:

  • Изымать имущество должника (такие действия могут осуществляться только в рамках исполнительного производства и только судебными приставами, на основании решения суда), а также проводить его опись и оценку;
  • Угрожать, оскорблять, хамить, шантажировать, учинять физическую расправу, портить имущественные ценности;
  • Звонить родственникам, друзьям, коллегам заемщика, а также на место его работы;
  • Вторгаться в жилище без позволения должника.

Любые подобные действия могут стать основанием для написания заявления в полицию или представления искового заявления в суд. Даже несущественные провинности могут стать основанием для применения к злоумышленникам мер административного и уголовного характера.

Новый закон обеспечивает достаточно эффективную систему защиты от неправомерных посягательств сотрудников коллекторских фирм на жизнь, здоровье, имущество граждан, задолжавших банку или иной финансовой организации. Должники даже не обязаны подписывать какие-либо бумаги без консультации с юристом.

Смотрите также:

Какие банки дают кредит пенсионерам – список предложений и кредитные условия

К сожалению, для большей части населения не все потребности и прихоти доступны благодаря собственному регулярному …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *