Почему бензин дорожает каждый день – объясняют эксперты

Оглавление

Уже больше месяца стоимость бензина неуклонно растет. За апрель топливо подорожало на 1,4% — втрое больше индекса потребительских цен (0,4%). Дальше — больше: с 29 апреля по 23 мая бензин вообще стал дороже на 3-7% (в некоторых регионах цена выросла сразу на 5 рублей за 92-й.

Причины подорожания бензина в России с начала 2018 года

Все началось с конца прошлого года, когда нефтетрейдеры из-за повышение акцизов на бензин в 2018 году стали запасаться топливом. Рост такого спроса еще больше подстегнул цены. Тогда в ситуацию решили вмешаться работники ФАС, поэтому подорожания удалось избежать.

В январе текущего года на рынке прошла волна очередного подорожания. В следующем месяце президент Российской Федерации заявил о вероятном снижении цен на бензин в связи с предстоящими президентскими выборами, поэтому до восемнадцатого марта бензин уверенно дорожал. После этого нефтетрейдеры начали догонять упущенное.

Почему так резко подорожал бензин в мае 2018 года? Первая причина – сезонная: топливо дорожает весной, поскольку растёт спрос из-за начала сельхозработ и активизации автолюбителей. Вторая — высокие цены на нефть: нефтяникам выгоднее отправлять топливо на экспорт, чем продавать внутри страны. Третья причина — увеличение акцизов: по оценкам, сейчас цена на топливо могла бы быть ниже примерно на 10-15%.

Кроме того, цены на нефть сильно меняются на мировом рынке. Казалось бы, что это бессмысленно, ведь в нашей стране есть своя собственная нефть. Все дело в том, что, если на мировом рынке стоимость большая, нефтяникам намного выгоднее отправлять топливо на экспорт, чем продавать его дома.

При сочетании котировок нефти и курса доллара в данное время, отправка на экспорт одной тонны топлива дополнительно приносит семь тысяч рублей, по сравнению с реализацией на территории РФ.

Заманчивые перспективы экспорта приводят к нехватке топлива на нашем рынке. В данное время на Санкт-Петербургской международной товарной сырьевой бирже продается в среднем пятнадцать тысяч тонн бензина в сутки. При этом, российским автомобильным заправкам на сутки нужно пятьдесят тысяч тонн.

Так, получается нехватка бензина, поэтому повышается цена. Тонна бензина в средней стоит пятьдесят пять тысяч рублей, а дизельное топливо около пятидесяти тысяч.

Последняя причина подорожания – поднятие акцизов. Осенью предыдущего года Государственная Дума Российской Федерации приняла решение о ежегодном повышении на протяжении трех лет на алкоголь, табак и топливо для автомобилей.
60% от стоимости бензина уходит на налоги. Поэтому повышение фискального бремени сильно влияет на цену бензина.

Почему дорожает бензин в России в 2018 году? Специалисты считают, что для снижения стоимости бензина нужно увеличить объем топлива, которое поставляется на российские рынки, и снизить акцизы. В ФАС с такой точкой зрения соглашаются и уже подготовили приказ об увеличении норм продаж на бирже бензина.

При этом аналитики не ждут, что ситуация выправится: напротив, вскоре россияне увидят на АЗС новые цены.

Комментарии чиновников

Глава Российского топливного союза Евгений Аркуша, который должен знать ситуацию лучше всех остальных, отказался комментировать эту информацию: «Я не буду это комментировать. Мне [руководитель ФАС России Игорь] Артемьев официально запретил давать прогнозы, так что извините», — ответил корреспонденту «Авто Mail.Ru» глава РТС.

А вот Михаил Турукалов, гендиректор агентства «Аналитика товарных рынков», считает, что бензин и дизтопливо действительно могут резко подорожать, так как на рынке сложилась непростая ситуация: сейчас оптовые (те, которые на бирже) и мелкооптовые (те, которые на нефтебазе) цены существенно выше, чем розничная стоимость топлива на АЗС!

В настоящее время биржевые цены на НПЗ и мелкооптовые цены на нефтебазах в регионах существенно выше, чем стоимость бензина и дизтоплива на АЗС. У розничных продавцов топлива значительные убытки, поэтому им приходится повышать цены на заправках. Причем рост цен на заправках в последние недели ускоряется. Мы это видим по данным, которые публикуют Росстат и Московская топливная ассоциация.

Но сколько прибавит топливо, эксперт предсказать не взялся. «Ждать ли повышения цен на 2-3 рубля в ближайшие месяцы, или еще более сильного роста — это будет зависеть от динамики цен на бирже и мелком опте. Пока мы видим, что у чиновников нет возможности и средств, чтобы воздействовать на эту ситуацию», — резюмировал Михаил Турукалов.

Прогнозы цены топлива

ФАС и Минэнерго подготовили приказ об увеличении минимального норматива продаж на бирже бензина (с десяти до 15% от объема производства) и дизельного топлива (с пяти до 7,5%) — это позволит замедлить повышение «опта», а следом стабилизируется и розница. Но на согласование и принятие документа уйдет несколько месяцев.

РИА «Новости» считают, что приказ подействует, в лучшем случае, осенью. При этом ФАС также готовит свои предложения по акцизам: «В последние годы [акцизы] были главной причиной, провоцирующей рост цен на нефтепродукты», — говорил глава ведомства Игорь Артемьев. Однако резко снизить ставки нереально — от них зависят региональные бюджеты.

У ФАС есть предложение ввести механизм гибких ставок, зависящих от цены на нефть… Но такое предложение наверняка не устроит Минфин. И пока чиновники будут спорить, подоспеет очередное подорожание: с 1 июля акцизы опять повышаются — на 0,5 рубля на литр, как и в январе. И нефть продолжает дорожать… Здравствуй, бензин по 50 рублей?

Мнение экспертов

К середине мая рост цен на бензин всерьёз обеспокоил не только рядовых автомобилистов, но и профильные ассоциации. Российский топливный союз обвинил в сговоре оптовых продавцов топлива. Лайф разбирался, кто виноват в росте цен на бензин и когда это закончится.

— Темпы роста цен на бензин стали увеличиваться как раз в то время, когда на дорогах традиционно растёт поток машин, — отмечает валютный стратег ГК TeleTrade Александр Егоров. — В России есть большая категория водителей, которые передвигаются на автомобиле только в тёплое время года. Соответственно, на всех автозаправках стали действовать по принципу «грех не воспользоваться». Коммерческие затраты автоперевозчиков, вероятно, будут компенсироваться удорожанием их услуг. А вот рядовым автомобилистам придётся «проглотить пилюлю».

Действительно, цены на бензин фактически предоставлены сами себе. Если цены на продукты питания контролируются Роспотребнадзором, Федеральной антимонопольной службой и прочими госструктурами, то бензин может расти в цене фактически бесконтрольно. О чём и заметили в отраслевом союзе. Объясняется это очень просто: топливо не считается продуктом первой необходимости.

— Бензин дорожает из-за растущей нефти, — считает старший аналитик Альпари Роман Ткачук. — Цены на нефть вернулись к уровням четырёхлетней давности. За два месяца рублёвая стоимость барреля выросла на 35% — до 4935 рублей. Это приводит к росту расходов нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), закупающих подорожавшую нефть. Они вынуждены увеличивать отпускные цены на бензин, чтобы сохранить рентабельность.

Тревожная для автолюбителей новость: нефть продолжает расти, поэтому на сколько подорожает бензин в 2018 году, можно только догадыватся. Не исключено, что в ситуацию вмешается государство. Например, оно может обязать нефтедобывающие компании делиться своей выросшей прибылью с НПЗ. Тогда удорожание бензина приостановится.

Будет ли снижение цен на бензин в 2018 году? Как отмечает ведущий аналитик Центра современных инвестиционных технологий Денис Владимиров, даже при коррекции барреля Brent в мире в России бензин дешеветь не начнёт и передышки, коррекции ждать не стоит. По его прогнозам, до конца года цена поднимется как минимум до 45 рублей. Аналитик связывает рост цены с общими сложностями в экономике из-за неблагоприятной ситуации с санкциями и внешнеполитическим фоном.

Впрочем, топливные кризисы случались в нашей стране и раньше. Были ситуации значительно более неприятные для потребителя, чем просто рост цен. Кроме дефицита бензина в 90-е, был сбой в поставках авиационного топлива в начале 2000-х. Как вспоминает руководитель группы анализа и исследований ICBF Павел Щипанов, каждый раз после решения проблемы цены неизменно повышались и выяснялось, что кризис был искусственный, как раз с целью оправдания повышения цен. Торговцы топливом очень чувствительны к различным изменениям в экономических условиях их работы. А сейчас как раз произошли такие изменения.

— В 2018 году был отменён транспортный налог, о чём, кстати, говорилось давно, — отмечает Павел Щипанов. — Сбор денег будет перенесён на акциз на топливо. И в преддверии этих изменений цены сразу пошли вверх. Это явление очень негативно сказывается на экономике страны. Топливо составляет значительную долю затрат в аграрном секторе, в грузовых перевозках и в авиации. И если в сельском хозяйстве государство как-то пытается компенсировать аграрникам эти затраты, то в других секторах экономики рост цен на бензин постепенно тянет вверх и цены на авиабилеты, и тарифы на перевозки.

Разгон общей инфляции девальвирует повышение цен на бензин, и всё повторяется по замкнутому кругу. В нынешнем году это стало особенно заметно, так как инфляция снизилась до рекордных 2,2%. Правительству и Центробанку стоит над этим задуматься, иначе рост цен на бензин в 2018 году может подорвать всю борьбу с инфляцией.

В России это происходит уже в четвертый раз: такое было в 1995 году, в 1998-1999 годах, в 2007-2008 годах, и сейчас очередной кризис, который начался в конце 2014 года.

Когда в стране происходит экономический кризис, резко падает курс национальной валюты, то правительство берет на себя административное регулирование рынков наиболее социально значимых товаров — в первую очередь бензина и дизельного топлива. В итоге получается, что цены на бензин и дизель становятся очень низкими в валютном выражении.

Сейчас розничная цена дизельного топлива и бензина на заправках в России в 2-3 раза ниже, чем в Европе. Из-за этого производители бензина и дизельного топлива с вожделением смотрят на внешний рынок, но ФАС стоит на страже, и не дает экспортировать большие объемы этих видов топлива. В итоге административное регулирование как всегда привело к тому, что у нас стало невыгодно производить моторные топлива. Это при том, что за последние годы у нас очень сильно выросли мощности по переработке: за три года было введено сразу восемь крупных нефтеперерабатывающих заводов.

Фактически компании отбивают прибыль от нефтепереработки за счет нефтехимии и разного рода асфальтов, битумов и так далее, но бензин и дизель прибыли не приносят. Полагаю, что от административного регулирования пора отказаться давно, так как в этом случае цены сразу подскочат. И для того, чтобы цены резко не подскочили, нужно осторожно отрегулировать рыночные механизмы.

Есть три главных механизма, которые нуждаются в настройке. Во-первых, налоги, которые входят в бензин и дизельное топливо — они уже выросли до 70% от розничной цены. Во-вторых, нельзя до бесконечности опускать курс национальной валюты, так как идет разбалансировка цен на топливо с внешним рынком.

Кроме того, нужно установить заградительные таможенные пошлины. Пошлины на вывоз дизельного топлива в этом году в 10 раз ниже, чем в 2014 году. Это при том, что надо защищать рынок. В этой ситуации наш монополист, транспортная компания «Транснефть», запустила систему продуктопроводов «Юг», которая соединяет центральную и восточную европейской части России с портом Новороссийск — откуда идет главный поток экспорта. Они намерены вывозить по нему 8 млн тонн, и 99,9% объема пойдет на экспорт. Это крайне неуместная мера, так как она приведет к снижению предложения на внутреннем рынке.

Сейчас эта система поставила под угрозу внутренний рынок, потому что если мы увеличим экспорт дизельного топлива на 8 млн тонн, этот объем ведь можно взять только с внутреннего рынка. Внутреннее потребление у нас и так низкое. Например, в Канаде и Норвегии потребление дизеля и бензина на душу населения в три раза больше, чем в России, при этом у нас одинаковые климатические условия. Сейчас государство взяло курс на повышение благосостояния населения, и если это будет сделано успешно, то потребление дизтоплива и бензина подскочит как минимум в два раза, а то и больше. В результате транспортная система «Юг» окажется совершенно ненужной.

На мой взгляд, на рынке сложилась предкризисная ситуация. Напомню, что и в 2000, и в 2008 году, когда возникали региональные дефициты дизельного топлива и бензина, цены за один день поднимались в два раза. В Москве, конечно, такого не допустят, а где-то в провинции это может произойти запросто.

По материалам – pronedra.ru и skolkozarabativaet.ru

Как вам статья?

Сергей
Сергей
Оставить комментарий
Задавайте вопросы в комментариях и отвечайте на них

Смотрите также:

Swift перевод простыми словами: обзор межбанковской системы СВИФТ

Оглавление Swift перевод – возможность безопасно отправлять деньги в другую страну или получать их из-за …

7 комментариев

  1. Садимся на велосипеды!

  2. Позор, сидим на нефти а покупаем бензин за бешенные бабки, смотрим на европу там же бензин дороже, но там и зарплаты куда выше и всё остальное! А тут получается выгодно слить за бугор, там же денег больше дадут чем у себя свои же!! И что дальше ???

    • вот если бы от жадности люди умирали, как от холеры, чумы или спида..
      то не на какие бы цены ни кто не жаловался бы ни когда..

  3. Вячеслав

    Увеличили бы пошлины на экспорт, а на внутреннем рынке убрали акциз.

  4. Давайте соберёмся со всеми автолюбители и не будем заправлять свои автомобили хоть один день посмотрим как они без нас будут жить?

  5. (Будет ли снижение цен на бензин в 2018 году?) Не ждите!!! Так- уж заведено у нас в “РОССИИ” – Что подорожало уже не подешевеет.

  6. А кто такие эти нефтяники?Что за нефтяники такие?Что,пришел дядя,захватил нефтевышку и качает себе нефть?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *