Как составить бизнес план – основные разделы и важные нюансы

businessplanНачалом любого успешного предприятия, безусловно, является проработанный бизнес план. Этот удобный, эффективный, имеющий четкую структуру документ может не только привлечь в бизнес средства состоятельных инвесторов, но и помочь самому организатору понять, насколько выгодно задуманное им дело.

Очевидно, что лучше заранее просчитать все возможные прибыли, убытки и предполагаемый срок окупаемости проекта, чем потом сожалеть о потерянных вложениях. При этом не имеет значения то, идет речь о небольшой парикмахерской или о крупном цементном заводе. Именно поэтому каждый начинающий предприниматель должен знать, как составить бизнес план.

Основные разделы бизнес плана и их содержание

Бизнес-планы предприятий разных отраслей могут отличаться друг от друга, но в то же время их внутренняя структура остается практически неизменной. Все они содержат такие основные разделы как краткое описание бизнеса, общую характеристику отрасли и рынка, особенности производимых компанией товаров и услуг, способы их продвижения, оценку выручки, расходов и прибыли фирмы.

В последние годы во всех бизнес планах отводится отдельный раздел для оценки предполагаемых рисков. Таким образом, прежде чем приступить к разработке бизнес плана, следует четко представлять себе, как именно будет выглядеть будущая фирма. Целесообразно остановиться подробнее на том, как составить основные разделы бизнес плана.

бизнес-план

Концепция бизнеса или резюме

Этот раздел по праву считается самым главным, поскольку он должен лаконично и емко аргументировать рациональность создания бизнеса. По сути, в нем в сжатой форме изложена суть бизнес плана, которая потом детально раскрывается в остальных его разделах.

Чтобы не ошибиться в написании резюме имеет смысл придерживаться следующей его схемы:

  • введение освещает цели фирмы и суть проекта;
  • основная часть коротко раскрывает все ключевые элементы бизнес плана, в том числе род деятельности, прогноз спроса, источники финансирования и т. п.;
  • заключение: суммирует все аспекты будущего успеха бизнеса.

Важно помнить, что даже при создании очень крупной компании концепция бизнеса должна занимать не более 2-3 страниц, поэтому лишних слов здесь не нужно, только тезисы, аргументы, цифры.

Описание товаров и услуг

strategyВ данной части бизнес плана следует описать, какие преимущества имеют выбранные товары и услуги  по сравнению с продукцией фирм-конкурентов. Сухое перечисление характеристик товаров в данном случае не имеет никакого смысла. Здесь также указывают, как планирует фирма менять или расширять свой ассортимент в будущем.

Рыночные исследования и анализ сбыта

Поскольку этот раздел напрямую связан с исследованием спроса и конкуренции на рынке, то в нем следует ответить на такие вопросы как:

  1. На каком типе рынка работает компания (чистая или монополистическая конкуренция, монополия, олигополия);
  2. На какие сегменты ориентируется (массовый, экономный, роскошный);
  3. Какие факторы определяют выбор потребителей (цена, качество, марка);
  4. Приблизительное число покупателей;
  5. Объем рынка, занятый конкурентами.

Для полноты картины можно даже составить сравнительную таблицу по основным конкурентам компании и оценить их цены, качество, рекламу, особенности продвижения, методику продаж и т.п.

Structure

Маркетинговый план

В маркетинговой части следует указать, каким образом компания будет доводить свою продукцию до покупателей, заинтересовывать и удерживать их. В этом свете нужно будет обратить внимание на:

  • Рекламную деятельность (каналы распространения информации, продолжительность акций, стоимость);
  • Тип ценообразования (издержки плюс, лидерство в ценах или тактика последователя);
  • Формирование общественного мнения о компании (социальные акции, высокое качество, забота о персонале);
  • Использование скидок, акций, гарантий, дополнительных бесплатных услуг для привлечения и удержания покупателей.

Главное, чтобы все перечисленные мероприятия были увязаны в единую последовательную цепочку, а не являлись отрывочными действиями

Производственный план

Эта часть характерна только для тех бизнес планов, которые предусматривают выпуск товаров. Торговые фирмы и предприятия услуг могут от него абстрагироваться. Производственный план должен описывать, из каких частей состоит производственный цикл, откуда фирма намерена завозить ресурсы, с кем из поставщиков она собирается сотрудничать. В данном разделе также важно описать то, насколько экологически безопасным является подобного рода производство.

potoki

Организационный план

Этот раздел бизнес плана описывает организационную структуру компании, его персонал, в том числе порядок и источники его найма. Если компания создается небольшая, то в нем достаточно всего нескольких строк.

Оценка рисков

Как было сказано выше, данный раздел бизнес плана можно рассматривать как самый молодой, но при этом не менее важный. В нем необходимо перечислить все возможные виды рисков, а также указать вероятность их возникновения. При этом желательно разделить их на внешние и внутренние.

Прогноз внешних рисков составляется на базе прошлого опыта развития хозяйства страны, в том числе динамики инфляции и безработицы, изменения в законодательстве, отношения с соседними государствами и т.п. Что касается внутренних, то их определяют, исходя из опыта функционирования других компаний в этой же отрасли. Описывая риски, следует упомянуть и возможные способы их смягчения или устранения.

Финансовый план и стратегия финансирования

finansСамой ответственной и серьезной частью бизнес плана является его финансовый раздел. В нем предприниматель должен расписать:

  1. необходимый для организации бизнеса объем средств (сумма первоначальных затрат и финансирования бизнеса вплоть до момента начала его окупаемости);
  2. источники получения инвестиций (собственные, заемные или привлеченные средства в виде кредитов для бизнеса);
  3. Выручку, прибыль, рентабельность и срок окупаемости проекта.

В настоящее время по всем бизнес-планам рассчитывают чистую приведенную стоимость или NPV. Если получено его отрицательное значение, то открытие бизнеса вообще не имеет никакого смысла.

Основные нюансы написания бизнес-плана

Несмотря на то, что составить бизнес план – сможет каждый, все же некоторые предприниматели все же допускают серьезные ошибки в подготовке этого важного документа. Именно поэтому имеет смысл рассмотреть основные практические нюансы, которые важны в процессе составления проекта нового бизнеса, в частности:

  1. Главная цель бизнес плана оценить и доказать эффективность, прибыльность, выгодность выбранного бизнеса: этому должно быть посвящено каждое слово в этом документе;
  2. В проекте новой фирмы не должно быть лишних слов и туманных формулировок: только точные цифры, проценты, проверенные аргументы;
  3. Источники средств на открытие бизнеса следует указывать очень точно, вплоть до того, какая кредитная программа какого банка будет использована, и какие инвесторы будут привлечены;
  4. Финансовые прогнозы на первые полгода составляются по месяцам, а на последующие 3-5 лет – по кварталам;
  5. Рыночные показатели, в том числе число конкурентов, объем их долей, число покупателей важно выражать в конкретных цифрах иначе картина не будет полной;
  6. Затраты времени и средств самого предпринимателя также рассматриваются как расходы.

22Учет этих простых правил позволит начинающим бизнесменам составить максимально приближенный к реальности бизнес-план. Тем не менее, при любом раскладе следует помнить, что более крупный бизнес требует более длительного периода окупаемости. Компаний, которые приносят прибыль уже в первый месяц работы, в мире нет.

Безусловно, к составлению бизнес плана можно привлечь специалистов. Однако, если предприниматель возьмется за это дело самостоятельно он не только сэкономит средства, но и сможет более глубоко изучить суть функционирования своей будущей фирмы. Как пример можете посмотреть этот готовый бизнес-план, довольно подробный. При этом по отдельным вопросам, таким как финансовая часть или законодательные нормы, все же потребуется изучение мнения экспертов.

Смотрите также:

Бизнес-план прибыльного магазина автозапчастей

Магазин автозапчастей является одним из наиболее рентабельных видов бизнеса в России. Что неудивительно – пока …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *