Оглавление
Началом любого успешного предприятия, безусловно, является проработанный бизнес план. Этот удобный, эффективный, имеющий четкую структуру документ может не только привлечь в бизнес средства состоятельных инвесторов, но и помочь самому организатору понять, насколько выгодно задуманное им дело.
Очевидно, что лучше заранее просчитать все возможные прибыли, убытки и предполагаемый срок окупаемости проекта, чем потом сожалеть о потерянных вложениях. При этом не имеет значения то, идет речь о небольшой парикмахерской или о крупном цементном заводе. Именно поэтому каждый начинающий предприниматель должен знать, как составить бизнес план.
Основные разделы бизнес плана и их содержание
Бизнес-планы предприятий разных отраслей могут отличаться друг от друга, но в то же время их внутренняя структура остается практически неизменной. Все они содержат такие основные разделы как краткое описание бизнеса, общую характеристику отрасли и рынка, особенности производимых компанией товаров и услуг, способы их продвижения, оценку выручки, расходов и прибыли фирмы.
В последние годы во всех бизнес планах отводится отдельный раздел для оценки предполагаемых рисков. Таким образом, прежде чем приступить к разработке бизнес плана, следует четко представлять себе, как именно будет выглядеть будущая фирма. Целесообразно остановиться подробнее на том, как составить основные разделы бизнес плана.
Концепция бизнеса или резюме
Этот раздел по праву считается самым главным, поскольку он должен лаконично и емко аргументировать рациональность создания бизнеса. По сути, в нем в сжатой форме изложена суть бизнес плана, которая потом детально раскрывается в остальных его разделах.
Чтобы не ошибиться в написании резюме имеет смысл придерживаться следующей его схемы:
- введение освещает цели фирмы и суть проекта;
- основная часть коротко раскрывает все ключевые элементы бизнес плана, в том числе род деятельности, прогноз спроса, источники финансирования и т. п.;
- заключение: суммирует все аспекты будущего успеха бизнеса.
Важно помнить, что даже при создании очень крупной компании концепция бизнеса должна занимать не более 2-3 страниц, поэтому лишних слов здесь не нужно, только тезисы, аргументы, цифры.
Описание товаров и услуг
В данной части бизнес плана следует описать, какие преимущества имеют выбранные товары и услуги по сравнению с продукцией фирм-конкурентов. Сухое перечисление характеристик товаров в данном случае не имеет никакого смысла. Здесь также указывают, как планирует фирма менять или расширять свой ассортимент в будущем.
Рыночные исследования и анализ сбыта
Поскольку этот раздел напрямую связан с исследованием спроса и конкуренции на рынке, то в нем следует ответить на такие вопросы как:
- На каком типе рынка работает компания (чистая или монополистическая конкуренция, монополия, олигополия);
- На какие сегменты ориентируется (массовый, экономный, роскошный);
- Какие факторы определяют выбор потребителей (цена, качество, марка);
- Приблизительное число покупателей;
- Объем рынка, занятый конкурентами.
Для полноты картины можно даже составить сравнительную таблицу по основным конкурентам компании и оценить их цены, качество, рекламу, особенности продвижения, методику продаж и т.п.
Маркетинговый план
В маркетинговой части следует указать, каким образом компания будет доводить свою продукцию до покупателей, заинтересовывать и удерживать их. В этом свете нужно будет обратить внимание на:
- Рекламную деятельность (каналы распространения информации, продолжительность акций, стоимость);
- Тип ценообразования (издержки плюс, лидерство в ценах или тактика последователя);
- Формирование общественного мнения о компании (социальные акции, высокое качество, забота о персонале);
- Использование скидок, акций, гарантий, дополнительных бесплатных услуг для привлечения и удержания покупателей.
Главное, чтобы все перечисленные мероприятия были увязаны в единую последовательную цепочку, а не являлись отрывочными действиями
Производственный план
Эта часть характерна только для тех бизнес планов, которые предусматривают выпуск товаров. Торговые фирмы и предприятия услуг могут от него абстрагироваться. Производственный план должен описывать, из каких частей состоит производственный цикл, откуда фирма намерена завозить ресурсы, с кем из поставщиков она собирается сотрудничать. В данном разделе также важно описать то, насколько экологически безопасным является подобного рода производство.
Организационный план
Этот раздел бизнес плана описывает организационную структуру компании, его персонал, в том числе порядок и источники его найма. Если компания создается небольшая, то в нем достаточно всего нескольких строк.
Оценка рисков
Как было сказано выше, данный раздел бизнес плана можно рассматривать как самый молодой, но при этом не менее важный. В нем необходимо перечислить все возможные виды рисков, а также указать вероятность их возникновения. При этом желательно разделить их на внешние и внутренние.
Прогноз внешних рисков составляется на базе прошлого опыта развития хозяйства страны, в том числе динамики инфляции и безработицы, изменения в законодательстве, отношения с соседними государствами и т.п. Что касается внутренних, то их определяют, исходя из опыта функционирования других компаний в этой же отрасли. Описывая риски, следует упомянуть и возможные способы их смягчения или устранения.
Финансовый план и стратегия финансирования
Самой ответственной и серьезной частью бизнес плана является его финансовый раздел. В нем предприниматель должен расписать:
- необходимый для организации бизнеса объем средств (сумма первоначальных затрат и финансирования бизнеса вплоть до момента начала его окупаемости);
- источники получения инвестиций (собственные, заемные или привлеченные средства в виде кредитов для бизнеса);
- Выручку, прибыль, рентабельность и срок окупаемости проекта.
В настоящее время по всем бизнес-планам рассчитывают чистую приведенную стоимость или NPV. Если получено его отрицательное значение, то открытие бизнеса вообще не имеет никакого смысла.
Основные нюансы написания бизнес-плана
Несмотря на то, что составить бизнес план – сможет каждый, все же некоторые предприниматели все же допускают серьезные ошибки в подготовке этого важного документа. Именно поэтому имеет смысл рассмотреть основные практические нюансы, которые важны в процессе составления проекта нового бизнеса, в частности:
- Главная цель бизнес плана оценить и доказать эффективность, прибыльность, выгодность выбранного бизнеса: этому должно быть посвящено каждое слово в этом документе;
- В проекте новой фирмы не должно быть лишних слов и туманных формулировок: только точные цифры, проценты, проверенные аргументы;
- Источники средств на открытие бизнеса следует указывать очень точно, вплоть до того, какая кредитная программа какого банка будет использована, и какие инвесторы будут привлечены;
- Финансовые прогнозы на первые полгода составляются по месяцам, а на последующие 3-5 лет – по кварталам;
- Рыночные показатели, в том числе число конкурентов, объем их долей, число покупателей важно выражать в конкретных цифрах иначе картина не будет полной;
- Затраты времени и средств самого предпринимателя также рассматриваются как расходы.
Учет этих простых правил позволит начинающим бизнесменам составить максимально приближенный к реальности бизнес-план. Тем не менее, при любом раскладе следует помнить, что более крупный бизнес требует более длительного периода окупаемости. Компаний, которые приносят прибыль уже в первый месяц работы, в мире нет.
Безусловно, к составлению бизнес плана можно привлечь специалистов. Однако, если предприниматель возьмется за это дело самостоятельно он не только сэкономит средства, но и сможет более глубоко изучить суть функционирования своей будущей фирмы. Как пример можете посмотреть этот готовый бизнес-план, довольно подробный. При этом по отдельным вопросам, таким как финансовая часть или законодательные нормы, все же потребуется изучение мнения экспертов.
Как вам статья?