Дорогие читатели и гости бизнес-блога, сегодня поговорим о кредитовании малого бизнеса в России. Малый бизнес развивается в условиях жёсткой конкуренции, не имея возможности влиять на покупательский спрос дорогостоящей рекламной кампанией, с размахом маневрировать ценовой политикой, вкладывать миллионы долларов в стратегическое развитие.
Малейшие ошибки в работе сотрудников, которые прощают крупному бизнесу, зачастую приводят к потерям клиентов и репутации. А длительная задержка выплат крупного заказчика может привести к разорению компании, у которой не будет финансовой возможность произвести новую продукцию и продать её кому-то другому.
Каждый экономический кризис, словно чума налетает на малые предприятия, повально подкашивая ряды предприимчивых бизнесменов. Именно поэтому кредитование малого бизнеса воспринимается людьми хоть и с опаской, но как неизбежный шаг, необходимый для выживания на рынке. В конце концов, лучше потерять в деньгах из-за выплаты процентов банкам, чем гордо сидеть без прибыли на руинах мечты о собственной фирме.
За последние десятилетия развития банковского дела кредитование малого бизнеса вышло на более высокий уровень. Каждый уважающий себя банк имеет программы, разработанные для эффективного взаимодействия с малыми компаниями. Гибкость системы позволяет оформлять срочные, долгосрочные, технические, лизинговые кредиты, овердрафты, факторинг. Причём количество необходимых документов, для оформления кредита, с каждым годом снижается, чтобы обеспечить возможность за короткий срок оформить денежный заём.
Каждый предприниматель имеет возможность выбрать наиболее подходящий тип кредитования для реализации потребностей предприятия. Получить кредиты можно тремя способами: используя государственные программы, коммерческие банки, средства частных лиц. По сравнению с тяжёлой на подъём государственной системой развития малого бизнеса, банки зачастую представляются предпринимателям меньшим злом. Не говоря уже о частных инвесторах, буквально готовых выбивать из заёмщика деньги.
Крупные банки, в последнее время, стали уделять сфере кредитования малого бизнеса большое внимание. Риски финансовых потерь с лихвой компенсируются большими процентами, кроме того в случае разорения компании или длительных задержек по выплате процентов, на предпринимателей, по сравнению с частными лицами, легче давить мощными рычагами возврата денег (коллекторы, бюро кредитных историй, факторинговые компании). Да и относительно небольшие суммы заёмов, по сравнению с потребностями больших корпораций, снижают негативное влияние на банк в случае их невозврата.
Кредитование малого бизнеса имеет свои особенности
Легче всего получить кредит компаниям, занимающимся торговой деятельностью в сфере лёгкой промышленности и продуктов питания (кроме алкогольной и табачной продукции). К производственным предприятиям, а так же компаниям, занимающимся продажей недвижимости или игорным делом, банки относятся более настороженно.
В свою очередь клиенты могут воспользоваться многочисленными возможностями банка-кредитора и построить гибкую системы выплат процентов, которая не будет выжимать все соки из компании, ради погашения долгов.
Кроме того малые предприятия могут «гадать» о наступлении возможных экономических кризисов, ориентируясь по политике банка, касающейся кредитования малого бизнеса. Наученные горьким опытом, банковские системы начинают сворачивать кредитные программы для частных лиц и малых предприятий, когда на горизонте только отдалённо начинает вырисовываться кризис.
И напоследок, немного реалий из жизни. А реальность такова, что малому предприятию на этапе развития, как раз в момент острого дефицита денежных средств, практически невозможно получить кредит. Зато когда организация худо-бедно встанет на ноги и, как следствие, заимеет свободные средства, вот тут то кредитные предложения повалятся, как из рога изобилия. Но…будут уже не актуальны. Вот на этой оптимистичной ноте и закончим.
Как вам статья?