Как банки проверяют своих заемщиков: основные подходы и формы проверок

proverkaПредоставляя средства в долг, банки сталкиваются с необходимостью проверки своих клиентов на степень их ответственности, честности и, безусловно, платежеспособности. Даже в случаях, когда на оформление кредита уходит малое количество времени, банковские учреждения весьма серьезно и внимательно относятся к этому вопросу.

Вполне объяснимо то, что клиенты, которые обращаются за заемными средствами впервые, интересуются тем, как банки будут проверять их и на какие моменты следует обратить внимание для того, чтобы получить положительное решение кредитной комиссии. Целесообразно рассмотреть процесс проверки клиентов банка особенно тщательно.

 Проверка заемщиков банком: главные критерии

В процессе принятия решение по заявлению того или иного заемщика коммерческие банки тщательно рассматривают всю полученную от него информацию, в том числе документы, анкеты, данные полученные в ходе личной беседы, информацию, хранящуюся в скоринговой системе финансового учреждения или Бюро кредитных историй (как получить свою кредитную историю, читайте здесь).

Очевидно, что поэтому попытки представить на рассмотрение банковской комиссии фальшивые документы или внести неправильные данные в анкету-заявку увенчаются разоблачением и внесением неудавшегося клиента в «черный список». Последнее может привести к тому, что заемщику будет отказано в выдаче кредита и в иных финансово-кредитных организациях.

a-18

В целом можно говорить о двух вариантах проверки заемщиков комиссией любого коммерческого банка:

  1. Полная проверка ориентируется на широкий спектр заемщиков, которые впервые обращаются в данный банк;
  2. Частичная проверка рассчитана на тех клиентов, которые уже пользовались заемными средствами банка и своевременно погасили все свои обязательства, а также для тех лиц, которые получают зарплату или пенсию через данный банк.

При полной проверке оценке подвергается целый спектр критериев, характеризующих потенциального заемщика, в том числе:

  • kreditnuiu-istoriiuОценка соответствия основным требованиям банка с позиции пола, возраста, дохода, полноты пакета документов, а также правильности заполнения анкеты-заявки;
  • Проверка кредитной истории клиента и сведений о нем от других финансово-кредитных учреждений и налоговых органов;
  • Детальное рассмотрение документов о трудовой деятельности заемщика и его доходах за последние годы;
  • Определение соответствия заявленных данных информации содержащей в базах данных муниципальных властей, налоговых органов и т.д.;
  •  Проведение телефонной верификации, то есть проверки работы представленных клиентом мобильных и городских телефонных номеров;
  • Расчет степени платежеспособности клиента посредством кредитного калькулятора, где учитывается ежемесячный доход, размер обязательных выплат, прожиточный минимум и число иждивенцев;
  • Проверка состоятельности поручителей и оценка залогового имущества.

Проведенный по обозначенным выше пунктам анализ позволит банку в полной мере оценить платежеспособность своего клиента и, как следствие, степень риска. Весь процесс, которые внешне кажется затратным и трудоемким в реальности автоматизирован до мелочей, что позволяет банку выносить решение о выдаче займа всего за один день.

Основные методы оценки заемщиков банка

phoneПервым способом оценки клиента во всех российских банках является детальное изучение его анкетных данных. Если заявка заполнена корректно, а указанный уровень доходов характеризует достаточную платежеспособность клиента, то кредитная комиссия дает клиенту предварительное согласие. В большинстве случаев анкетные данные можно отправить на рассмотрение кредитной комиссии в рамках онлайн-заявки, даже не посещая отделения банка.

Далее следует проверка документов потенциального заемщика. Особенно тщательно изучаются бумаги, касающиеся занятости и доходов. В некоторых случаях специалисты кредитного отдела созваниваются с местом текущей трудовой занятости заемщика и уточняют приведенную в бумагах информацию, в том числе и касательно уровня дохода. Следует помнить, что весьма неблагожелательно финансово-кредитные учреждения относятся к клиентам, которые часто меняют место своей трудовой занятости.

Эффективным и регулярно используемым методом оценки заемщика является запрос в Бюро кредитных историй. Там хранятся сведения обо всех займах, которые ранее привлекались данным клиентом. Если в них банковская комиссия обнаружит полное соблюдение условий прошлых кредитных договоров и своевременное погашение обязательств, то по займу будет принято положительное решение.

loan_processing_3

Бывают случаи, когда клиент впервые за свою жизнь обращается в банк за кредитом и в этом случае в Бюро кредитных историй отсутствуют сведения о нем. В этом случае специалисты финансового учреждения договариваются о личной встрече с потенциальным заемщиком. Беседа, проводимая кредитной комиссией, внешне напоминает устное собеседование: клиенту задаются простые несложные вопросы, требующие однозначного ответа. Уклончивые ответы и неуверенное поведение могут стать причиной отказа в выдаче займа.

Последним этапом в оценке заемщика является полномасштабный обзвон: сотрудники банка проверяют правильность предоставленных клиентом телефонов, связываются с бухгалтерией и отделом кадров указанного им места работы. Стоит отметить, что расхожее мнение о том, что банки наводят справки о заемщике в налоговой службе ошибочно, поскольку эти государственные структуры не имеют права разглашать информацию о доходах плательщиков налогов.

Учитывая столь всестороннюю проверку клиентов со стороны банка, можно предположить, что любая неточность или фальсификация данных может привести к отказу от выдачи кредита. Именно поэтому при оформлении займа следует с особой тщательностью следить за корректностью сбора документации и заполнения бумаг.

Смотрите также:

Каким будет курс доллара в России в 2017 году: прогнозы и мнения экспертов

Многих россиян волнует вопрос о том, на какой отметке зафиксируется курс доллара в 2017 году. …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *